Во что поиграть с ребёнком

Если мы едем с сыном искать приключения, то развлекаем себя словесной игрой. Дорога так становится короче, веселее и полезнее.  Я собрал список из нескольких игр, которые помогают мне объяснить ребёнку сложные концепции. Например, игра «В прошлой жизни» помогает объяснить базовую логику философии. А игра «Купи-продай» учит основам финансовой грамотности. 

Какие-то игры я подглядел у детских педагогов, другие мы придумали вместе с сыном, третьи переделали из классических. Однако, все они прошли проверку боем и могут не только увлечь, но и хорошенько напрячь мозги. 

1.      «Я победил!»

Правила очень простые. Надо доказать, что ты победил: 
— Я победил, так как в этой игре побеждает тот, кто предложил в неё играть.
— Нет я победил, так как сегодня вторник, а по вторникам это правило не действует.
— Хорошо, победил ты, но по правилам побеждает тот, кто разрешил победить другому игроку.
— Тогда ты победил!
— Да, я победил!
— Папа!
Игра бесконечная. Правила можно придумывать на лету. Задача игроков предлагать новые условия и не повторяться. 

Процесс придумывания новых правил увлекателен и сложен, хоть так и не кажется на первый взгляд. Обоим игрокам нужно строить всё более хитрые конструкции доводов для продолжения разговора. 

После нескольких игр сын запомнил общую логику софистики и теперь в обычном быту использует её с нами и сверстниками. Благодаря этому, по итогам дебатов и закрытого голосования, стал в своей компании главой клана и теперь распределяете ресурсы на их секретной базе в лесу. 

Такое вот развлечение. Естественно, чем чаще играешь, тем сложнее становится приобретаемый навык переговоров. 

2. «Да/нетки»

Её все знают, но, в процессе игры, стало понятно, что она даёт понимание концепции алгоритмов. 

Мы любим Данетки, играем в них подолгу, и это надоедает. В результате, каждый подбирает для себя устоявшуюся последовательность выхода на правильный ответ. Другими словами, поиск правильного ответа происходит по алгоритму. Иногда он позволяет закончить раунд секунд за десять: 
— Это больше холодильника?
— Нет.
— Это больше микроволновки?
— Нет.
— Это есть у нас дома?
— Да.
— В какой комнате?
— Бывает в разных.
— Это кот?
— Да.
Когда играешь в формате алгоритмов, то слова придумывать сложно. Ведущий напрягает мозги для обхода алгоритма, остальные модернизируют алгоритм. Не игра, а научный консилиум. 

Однажды, я обошёл все алгоритмы загадав «Пустота внутри мяча». Отгадать не смогли, но сказали, что это нечестно. 

Понимание концепции алгоритмов — важная составляющая продуктивного мышления. И, особенно приятно, не просто зубрить этот термин в школе, а сразу применять инструмент для достижения результата. 

Единственное условие — чтобы алгоритмы начали формироваться надо сыграть партий десять подряд. 

3. «В прошлой жизни»

Задача игрока — определить чем предмет был в прошлой жизни. 

Вначале играли просто. Стул в прошлой жизни был деревом. Дождь в прошлой жизни был тучей. Человек в прошлой жизни был обезьяной. 

Но потом пошли сложные объекты, для которых нельзя было так просто заглянуть в загробный мир. Например, чем в прошлой жизни была машина? И ответ полностью преобразил игру. В прошлой жизни машина была ветром. 

Чтобы понять чем в прошлой жизни был телевизор надо разложить по полочкам его суть. И предложить логику проекции на другой предмет. К примеру, телевизор мог быть книгой, так как телевизор это портал в информацию. Мог быть картиной, так как обладает схожим форм-фактор. И, наконец, нащупываешь самую точную метафору. В прошлой жизни телевизор был театром. 

Играем, как всегда по-очереди. Вначале я придумываю слово, а сын заглядывает в прошлое, затем наоборот. Так же можно заглядывать в будущее. 

Разбор сути предметов, создание проекций, подбор метафор — всё это прекрасная тренировка философского мышления. И я не знаю, как познакомить с ним ребёнка более комфортным и понятным.

4.  «Как это использовать?»

Выбирается любой предмет, затем участники по-очереди говорят, как этот предмет можно использовать:
— Пусть будет стул.
— На стуле можно сидеть.
— С помощью стула можно что-то достать.
— Стул можно разломать и использовать, как дрова.
— На стул можно положить вещи.
— Стулья можно поставить вместе и спать на них;
— Стул можно съесть, если ты древесный жук.
— Из стула можно сделать меч и щит.
— Из стула можно сделать маленький плот.
— Если стул перевернуть, то можно играть в игру «Накинь кольцо».
«Как это использовать» — сложная игра. Чем дальше, тем сложнее. Нужно в воображении разобрать предмет на детали и материалы. Прокручивать в голове разные комбинации их использования. Детально представлять форму и размер. Всё это подсказки к решению. 

Подобная когнитивная нагрузка прекрасно тренирует инженерное мышление. Навык посмотреть на предмет и его функции с другой стороны необходим, чтобы во-взрослой жизни, при решении задачи, идти не только по самому очевидному маршруту. 

5.  «Соедини»

Это ещё одно развлечение на развитие инженерного мышления. Но в ней акцент сделан на освоении навыка изобретательства. 

Задача соединить в воображении два предмета так, чтобы появился новый, обладающий свойствами первого и второго. Критерий хороший комбинации — предмет можно продать в магазине. 
— Соедини зажигалку и машину.
— Легко! Представь себе грузовик, в крышу которого встроены маленькие шахты для запуска салюта. Он может быстро ехать, и небо раскрасится не в одном месте, а целой линией.
— Пойдёт, а ты соедини стиральную машину и лист бумаги.
— Вообще ерунда. Настольная машинка для стирки грязных листов бумаги. А можно наоборот. Сделать плоскую стиральную машинку и встраивать её в пол. Открыл люк, загрузил туда грязные носки и они у тебя под ногами в потоках воды колбасятся.
Главное не быть слишком строгими к идеям. Изобретать страшно и не надо сразу отбивать руки. 

Изобретательство во многом базируется на умении находить комбинации существующих элементов. Это актуально, как в быту, так и творчестве. Не говоря уже о науке и производстве. 

Я часто играю в «Соедини» сам с собой. Выбираю два случайных объекта и ищу варианты комбинации свойств. Когда нахожу красивое решение, то непроизвольно расплываюсь в улыбке. 

6. «Купи-продай»

Выбирается любой странный предмет. Например, левый ботинок. Задача первого игрока его продать, задача второго выбить себе лучшие условия:
— Смотрите, какой чудесный ботинок, купите его прямо сейчас!
— Да, но мне нужно два ботинка.
— Тогда купите сразу два левых!
— Мне нужен левый и правый.
— Поставьте его дома перед зеркалом, и за цену одного левого вы получите в подарок отражение правого!
— Но я хочу их носить!
— Вот вам перчатки, чтобы вы не пачкали руки, пока носите ботинок!
— Но я хочу носить их на ногах!
— Тогда купите к перчаткам ещё и носки!
Мы всегда в голос ржём, когда играем. Игра бесконечная, главное не повторяться, чтобы мозг сохранял напряжение от поиска новой уловки. 

Игра классная. Тренирует сразу комплекс навыков. Во-первых, как и «Я выиграл», развивает переговорный опыт. Во-вторых, учит критическому мышлению, защищает от маркетинговых уловок. В-третьих, помогает понять, как формируется цена товара, что она во многом обусловлена психологией, в не себестоимостью. 

7. «Сказка наоборот»

Первый игрок выбирает любого сказочного персонажа. Задача второго игрока придумать, кем бы он был в реальной жизни:
— Гарри Поттер!
— Хм, скорее всего он был бы фокусником.
— Это банально!
— Хорошо, дай ещё подумать. Он боролся со злом используя магию. И был избранным. Может быть он солдат, который борется с террористами, используя самые современные технологии?!
— Да, пойдёт.
— Тогда тебе "Колобок".
— Так. Он только что появился на свет, отправился в мир, чтобы брать на понт окружающих. Это очень похоже на какой-то стартап!
— А что такое стартап?
— Это…
Проецируя сказочных персонажей на реальную жизнь, можно заинтересовать ребёнка существующими профессиями. Рассказать о том, как устроен мир с этой точки зрения. 

Ребёнок часто ассоциирует себя со сказочными персонажами. Перенос их в реальность помогает ему найти себя. Проще говоря, помогает определить возможные варианты собственной профессии. 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть