Как учителю меняться в условиях цифровой школы?

Профессия преподавателя постоянно развивается, особенно с появлением информационных технологий. Учителя видят эти изменения в течение всей своей профессиональной деятельности.

Теперь, когда в школах внедряется  уже целый ряд информационно-образовательных инструментов, у каждого учителя есть свои предпочтения. Без одних цифровых инструментов мы уже не представляем нашу работу, а некоторые инструменты, по нашему мнению, лишь отвлекают нас.

Однако согласитесь, коллеги, с момента своего появления в школе информационные  технологии не прекращают развиваться.

Сначала это был мультимедийный проектор, и мы восторженно демонстрировали ученикам созданные в PowerPoint свои аляповатые слайды.

Затем появились интерактивные доски, и мы вдруг увидели новые возможности организации учебных занятий.

Второе десятилетие 21-го века стало периодом внедрения интернет-технологий, использования мобильных устройств, электронных журналов и дневников, цифровых дидактических игр и технологий виртуальной реальности.

Внедрение новых информационно-образовательных технологий может быть сложной задачей, особенно для тех учителей, кто предпочитает традиционные инструменты, которые педагоги давно знают и отдают им предпочтение.

Но время идёт. Иногда мы сами убеждаемся, что в новых технологиях есть рациональное зерно. Иногда мы видим успехи своих коллег, работающих по-новому. Иногда нас заставляют делать это в приказном порядке, и это самый неприятный и непродуктивный путь.

Предлагаю вам ряд рекомендаций, как освоить новые технологии, особенно если вы остаётесь в плену старых предпочтений.

Учитесь у своих учеников

Когда вы испытываете трудности в использовании нового технологического инструмента, обычно на помощь приходит ученик. Информационные технологии  приходят к ним естественным образом. 14-15-летние дети уже являются новым технологичным поколением, «аборигенами цифрового общества».

Даже ученики начальных классов  уверенно пользуются цифровыми инструментами. Не секрет, что шестилетние дети лучше понимают и быстрее осваивают информационно-коммуникационные технологии, чем те, кто старше 45 лет.

Конечно, это стресс для учителя, когда всё идет не по плану, когда что-то не открывается, не грузится. Именно тогда ученик может прийти на помощь. Это делает вашу работу немного легче, а адаптация к новой технологии происходит более плавно.

Ученики могут стать вашими добровольными техническими помощниками.

В конечном счёте, учителя и ученики совместными усилиями быстрее добьются решения проблем, которые приносит новая информационно-образовательная технология.

Будьте активны в получении новых знаний

Не пугайтесь информационных технологий. Вместо этого рассмотрите возможность  продвижения вперед. Посещайте семинары, мастер-классы. тренинги. Ищите в интернете вебинары, профессиональные «тусовки» (учительские сообщества).  Чтобы развиваться как учитель, вам нужно идти в ногу с образовательными технологиями. И ваши ученики тоже должны осваивать новые технологии, чтобы после окончания учёбы быть конкурентоспособными на рынке труда.

Будьте активны в поиске изменений. Знакомьтесь с новым, изучайте его. Не ждите, пока на вас это обрушится в приказном порядке. Наблюдайте за тем, что происходит в мире образовательных технологий.

Сосредоточьтесь на позитивных аспектах технологии

Рассмотрите преимущества информационной технологии. Подумайте, как она может облегчить вашу работу. К примеру, использование Интернет-технологий. Это может некоторых учителей раздражать, но Интернет-технологии имеют свои преимущества. Ученики могут публиковать свои проекты в Интернете. Можно всегда узнать домашнее задание, а родителям не только ознакомиться с ним, но и проследить его выполнение. Благодаря Интернету ученическая работа не затеряется, а родители могут обеспечить условия для её выполнения.

Те ученики, которые временно не могут посещать школу, благодаря Интернету не отстанут в учёбе. И вы можете им в этом помочь. Дифференциацию, индивидуальный подход в обучении также легче обеспечить с  помощью информационных технологией. Ученики могут работать в присущем для них темпе, и учебные задачи могут  подготовлены с учётом их индивидуальных способностей и особенностей.

Обеспечьте конструктивную обратную связь

Когда вы внедряете в классе новую информационную технологию, обязательно проанализируйте её эффективность. Независимо от того, какие вы получите результаты: положительные или отрицательные, не держите их в себе. Иногда внедрение той или иной технологии потребует времени. Пока вы и ваши ученики не вникнете во все тонкости данной технологии.

Если есть проблемы с новыми программами и онлайн сервисами, не стесняйтесь сообщить об этом. Мы — практики. Мы знаем, что действительно происходит в классе. Что получается, а что нет. Сообщите о возникающих проблемах директору школы, тем компаниям, чью технологию вы используете. Они могут не знать о повседневно возникающих проблемах. Чем раньше вы обратите внимание на эти проблемы, тем лучше.

К примеру, ваш покорный слуга совместно с учителями ряда кубанских школ участвовал в апробации нескольких обучающих программ компаний «Новый Диск», Microsoft. Учителя не только указывали на возникающие трудности, но и выдвигали конструктивные предложения. И к ним прислушивались.

Несколько лет назад, увидев возникающие проблемы в использовании онлайн конструктора тестов и викторин Quizizz, я отослал свои и учительские отзывы разработчикам. Они учли наши замечания, и теперь этот сервис работает намного лучше. Больше того, появилась русскоязычная версия сайта.

Не возводите технологию в абсолют

Планируйте разнообразие учебных занятий. Продумайте организацию групповых учебных действий, дискуссий, дидактических игр или заданий, где нужны будут только ручка, бумага и книга. Это сменит темп обучения, вернёт учащихся к основательным неторопливым, но глубоким размышлениям.

Этот стиль обучения — с использованием как онлайн, так и офлайн технологий, как правило, называется смешанным обучением и является отличной возможностью «передохнуть» для тех неуверенных в себе учителей, которые с опаской используют информационные технологии.

Это хорошо не только для вас, но и для ваших учеников. Вы бросаете им вызов на выполнение учебных задач, не полагаясь на информационные технологии. Это позволит ученикам совершенно иначе выстраивать свой познавательный маршрут.

Ученики будут держать в памяти таблицу умножения, даты, столицы государств и так далее, не полагаясь только на всезнающий интернет.

Установите четкие границы обучения

Интернет, смартфоны и дидактические игры являются примерами цифровых инструментов, используемых в современной школе.

Такие инструменты не могут использоваться продуктивно, если четкие границы и правила не установлены.

Ученики могут использовать свои смартфоны и планшеты совершенно в других целях, не сосредотачиваясь на учебных задачах. Соблазнов очень много.

Эти онлайн соблазны в виде игр, бездумной переписки, блуждания по развлекательным сервисам затрудняют внедрение информационно-образовательных технологий. Когда вы начинаете создавать правила, привлекайте к этому учеников.

Пусть «цифровые аборигены» сами определят наиболее важные правила.

Ученики прекрасно понимают, что можно и что нельзя. Им легче будет соблюдать те правила, которые они сами же и помогали сформулировать.

Данные правила должны быть общеизвестными, растиражированными, компактными. Без сомнения, к ним впоследствии можно вернуться и что-то изменить, вписать новое.

Используйте социальные сети

Многие считают, что социальные медиа отвлекают детей и препятствуют обучению. Но независимо от запретов, ученики там активно присутствуют. Между тем, социальные сети имеют свои образовательные возможности.

Сотрудничайте с технически продвинутыми коллегами

В сотрудничестве — сила! Обменивайтесь ресурсами, идеями, полезными ссылками (в том числе и на Дидактор). Сотрудничество учителей  сказывается на успеваемости учащихся.

Поддержка со стороны коллег упростит адаптацию к информационным технологиям. Чем больше у вас поддержки, тем больше вы приобретёте уверенность. Не стесняйтесь  обсуждать ваши технические  и технологические проблемы.

Делитесь своими идеями и разработками и посмотрите, как они используются на уроках других учителей. Иногда я еле узнавал свои разработки, видя насколько они удачно трансформировались на различных учебных предметах, насколько фантазия учителей обогатила тот или иной придуманный мною приём.

У всех нас есть чем поделиться, чтобы помочь коллегам!

Старые или новые подходы… или и то, и другое?

Школьные учителя — удивительный народ. Дети помнят тех учителей, которые вдохновляли и воспитывали их, а не те информационные технологии, которая приходят и уходят.

Информационно-образовательные технологии не заменят учителей. Цифровые инструменты лишь помогают педагогам в достижении их образовательных целей.

Надеюсь, эти рекомендации помогут вам эффективно использовать  информационные технологии, оставаясь при этом верными себе.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть