ФГОС перегруженного учителя

Мое знакомство с новым проектом Федеральных государственных стандартов говорит о следующем: писано не для учителя, а для чиновника. Вообще, трудно себе представить, что найдется учитель, который до конца внимательно прочитает этот документ. Усилиями профессионалов создаются стандарты, инструкции, приказы, но их исполнение всегда и везде зависит от учителя и от условий, в которых тот трудится. Чем больше указаний, тем больше вероятность, что их проигнорируют.

Стандарты могут лечь тяжелым грузом на учителя. Фото Pixabay.

Стандарты образования нужны не как требования, а как нормы или образцы деятельности. Например, для современного человека норма — умение анализировать и систематизировать; умение управлять своим мышлением, эмоциями; умение самостоятельно приобретать актуальные знания, развивать способности и адекватно их оценивать. Если человек этого делать не умеет — значит, он конфликтует с собой и миром или живет в несовременном сообществе.

Опубликованный проект ФГОС на руку перегруженному учителю, у которого нет времени и энергии на профессиональный рост (чтение, посещение семинаров, изучение опыта коллег). Усталому учителю проще следовать ограничивающим правилам, имитировать, чем заниматься творческим педагогическим трудом.

Такие стандарты в руках администрации и чиновников — инструмент наказания. Учителю, работающему под прессом «административщины», можно предъявить массу претензий за любое нарушение. Это ставит его в положение марионетки, а марионетка лишена авторитета. Высокие же стандарты образования можно реализовать только в сообществе, в котором высок авторитет учителя, ответственного за результаты своего труда и независимого от бюрократического контроля.

Есть места, где стандарты очень важны. Например, предприятие быстрого питания. Но школа же не Макдональдс.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть