Педагогические правила Корнея Чуковского
Фотографии: Wikimedia Commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
О том, как создатель «Мойдодыра» и «Айболита» воспитывал своих четверых детей, мы знаем из воспоминаний его дочери, Лидии Чуковской. Непоседливый, беспечный и словно нарочно «изготовленный природой для детей младшего возраста», Корней Иванович мог быть и равноправным участником их шумных игр, и строгим отцом, но одно оставалось неизменным — с ним никогда не бывало скучно.
Превращать любую деятельность в игру
«Игру он любил и уважал чрезвычайно, не проводя при этом отчетливой грани между игрой и трудом. И во всякий труд норовил втянуть ребятишек, превращая для нас в игру всякий труд. На воле и дома», — вспоминает Лидия в своей книге «Памяти детства: Мой отец — Корней Чуковский».
Даже самые рутинные дела, как, например, поход в магазин или к колодцу за водой, уборка письменного стола или покраска забора, он умел превратить в приключение, добавляя таинственности и на ходу придумывая «происшествия и сложности», которые требовалось преодолеть.
Учить детей Корней Иванович тоже любил в игровой форме, как бы между делом — например, так он занимался с ними английским языком, который освоил самостоятельно в годы работы журналистом в Лондоне.
«Сухопарая экономка знаменитого лысого путешественника, заболев скарлатиной, съела яичницу, изжаренную ею для своего кудрявого племянника. Вскочив на гнедого скакуна, долгожданный гость, подгоняя лошадь кочергой, помчался в конюшню…»
Это мне задано. Это я должна к завтрему перевести на английский. Чушь эту сочинил для меня он сам; для Коли — другую, столь же несусветную; он составил эти интересные сочинения из тех английских слов, которые накануне дал нам выучить.
Мне лет шесть или семь; Коле — девять или десять. Мы переводим подобную ахинею верстами и от нее в восторге. Радостный визг и хохот! «Подгоняя лошадь кочергой!»
Быть с детьми в тактильном контакте
Игры, которые затевал с детьми Корней Иванович, очень часто были связаны с веселой возней.
«Мучительства! Любимая наша игра. Уше-вывертывание. Голово-отрубание. Пополам-перепиливание (ребром руки поперек живота). Шлепс-по-попс. Волосо-выдергивание… Надежные руки, большие, полные затей, с чисто-начисто промытыми круглыми ногтями. И всегда, даже на морозе, горячие», — пишет Лидия Чуковская.
Кстати, Корней Иванович был не только заводилой в играх детей, но и их «любимой игрушкой». Николай, Лидия, Борис, а потом и Мария (Мурочка, младшая дочь Чуковского, умершая в 11-летнем возрасте от туберкулеза — Прим.ред.) играли «им и в него: лазили по нему, когда он лежал на песке, как по дереву поваленному, прыгали с его плеча на диван, как с крыльца на траву, проходили или проползали между расставленных ног, когда он объявлял их воротами».
Приучать к труду и спорту
Корней Иванович не терпел праздности — как пишет Лидия Чуковская, «чужое безделье вызывало в нем презрительный гнев»:
«Увидев, что мы слоняемся без толку, он мигом находил нам занятие: обертывать учебники разноцветной бумагой, ставить по росту книги на полках у него в кабинете, полоть клумбы или, открыв окно, выхлопывать пыль из тяжелых томов. Чтобы не валандались, не лоботрясничали».
Неотъемлемой частью гармоничного развития личности писать считал и физические упражнения. Сам он любил лыжи, плавание, а по время жизни в поселке Куоккала научился ходить зимой под парусом по льду Финского залива.
«Таких слов, как „спорт“, „соревнование“, мы из его уст никогда не слыхали, но он научил нас и на лыжах, и на финских санях — „поткукелке“, — и грести, и плавать. К лыжам мы привыкли не менее, чем к валенкам или рукавицам: выйдешь на крыльцо — и сразу ноги в ремни».
Поощрять интересы ребенка
Корней Иванович был уверен, что невозможно ничему научиться без увлеченности. К гимназическим успехам своих детей он относился спокойно, но их природные склонности он старался поощрять и развивать.
«Знает таблицу умножения, четыре правила — и хватит с нее!» — говорил он о дочке Лиде, которой никак не давалась математика, и убедившись, что математическое мышление ей чуждо, решал за нее заданные на дом задачи и давал списывать.
Зато видя, что дочь интересуется к литературе и поэзии, Корней Иванович заучивал с ней стихи и снабжал ее книгами. А заметив, что сын Коля «с малых лет интересуется географией, он чуть ли не из каждой поездки в Петербург привозил ему новый атлас».
По словам Лидии Чуковской, отец стремился пробудить в них жажду узнаванья, заразить их собственным азартом, научить радоваться собственным открытиям. В каком-то смысле писатель исповедовал модный сегодня деятельностный подход к образованию, который лег в основу нового ФГОС:
«<Он> утверждал, что, если человек в самом деле жаждет знания, он своего добьется — были бы книги! — и воля. Более того, он был убежден, что знания, приобретенные собственными усилиями и выбором, прочнее и плодотворнее тех, которые нам произвольно сообщают другие».
Читайте также:
- Пять педагогических правил от Арины Родионовны;
- Пять педагогических правил от Булата Окуджавы;
- Три педагогических правила Александра Тубельского.